Госэкспертиза переходит на «цифру»

Муниципальная экспертиза пробует себя в роли авангарда цифровой трансформации

Прошедшее 28 ноября V всероссийское совещание организаций гос экспертизы ещё раз показало, что этот важный институт строительной отрасли продолжает сохранять за собой роль умственного центра и авангарда цифровой трансформации, показывая всем желающим общее направление движения к созданию цивилизованной информационной среды проф взаимодействия меж всеми участниками рынка.

Направляет на себя внимание, что положения отправленного на доработку проекта Стратегии-2030, которые касаются экспертизы проектно-сметной документации и результатов инж енерных изысканий, судя по всему, реально уже взяты экспертным обществом «в работу» и начинают воплощаться в жизнь. Хотя и не так стремительно, как хотелось бы.

Делаются 1-ые шаги в направлении строительного инжиниринга в протяжении всего актуального цикла объекта серьезного строительства – от задания на проектирование до эксплуатации, полгого ремонта и утилизации; нарабатывается опыт проведения экспертизы информационных моделей. Началось движение в сторону сотворения общей цифровой платформы для всех участников строительного процесса. В Градостроительном кодексе РФ появилось положение о цифровых классификаторах строй ресурсов, при активном участии профессионалов равномерно продвигается вперёд и реформа системы ценообразования.

Естественно, огромное внимание уделяется увеличению проф квалификации профессионалов в области экспертизы кадров, которые должны быть готовы к работе в новых критериях лучше всех других. Да специалисты, в общем-то, и сами не против еще раз поучиться, выяснить мировоззрение знатных профессионалов о последних конфигурациях в законодательстве, каким-то образом переосмыслив свою роль в строй процессах. В процессе совещания начальник Главгосэкспертизы Рф Игорь Манылов провел очень показательный опрос участников. Ведущие спецы и руководители региональных экспертиз вошли в свои личные кабинеты через приложения в мобильных электрических устройствах и ответили на вопрос о том, какие из за ранее заявленных тем совещания вызывают у их больший энтузиазм. Когда результаты электрического голосования были оперативно выедены на большой экран, оказалось, что конфигурации в законодательстве занимают 1-ое место. Хотя, казалось бы, кто знает и осознает градостроительное законодательство лучше профессионалов экспертизы?!

Стоимость СОПРОВОЖДЕНИЯ И КВАЛИФИКАЦИЯ Основных Профессионалов

Принятые за последний год законодательные акты, постановления Правительства и ведомственные приказы по сути вводят довольно огромные конфигурации, которые требуют некого дополнительного осмысления. В особенности федеральный закон от 27 июня 2019 г № 151-ФЗ, на котором акцентировали внимание в собственных выступлениях Игорь Манылов и заместитель министра строительства и ЖКХ Рф Юрий Гордеев.

В итоге принятия этого документа в Градкодексе как раз и появилось понятие экспертного сопровождения конфигураций в проектную документацию, которое должно стать первым шагом на пути к новенькому формату экспертизы – строительному инжинирингу.

В целях реализации данного положения разработан проект постановления Правительства РФ, предусматривающий дополнение действующего порядка проведения госэкспертизы проектной документации отдельными правилами воплощения процедур в формате экспертного сопровождения. Инсталлируются сроки такового сопровождения (менее 10 рабочих дней с возможностью продления на 10 рабочих дней зависимо от объема внесенных конфигураций).

На данном шаге проектом предлагается годичная плата за экспертное сопровождение в размере 10% от цены проведения первичной гос экспертизы. Но и Главгосэкспертиза Рф, и представители проф общества предлагают прирастить размер платы до 30% по аналогии со ценой проведения повторной гос экспертизы. Эту тему затронул начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы Рф Вадим Полянский.

Тем же 151-ым законом в Градкодекс внесено принципиальное изменение, которое должно привести к понижению административных барьеров и сразу повысить индивидуальную ответственность ГИПов и ГАПов. Определены случаи, когда не требуется проведение повторной экспертизы, а заказчик может ограничиться доказательством соответствия конфигураций проекта устанавливаемым требованиям от лица, являющегося членом СРО в сфере проектирования. Не считая того, такое доказательство должно быть утверждено основным инженером проекта, отвечающим за компанию архитектурно-строительного проектирования. В самое последнее время, как было озвучено в процессе совещания, Минстрой Рф предъявит к этим спецам дополнительные квалификационные требования, сопоставимые с теми, что предъявляются к спецам в области экспертизы.

ЧТО ТАКОЕ УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

Управляющий Главгосэкспертизы Рф Игорь Манылов акцентировал внимание на том, что с введением экспертного сопровождения значительно сократятся сроки проведения и объемы работ по экспертизе. В целом, по его оценке, ветвь начинает движение в направлении «умного управления строительством», которое предугадывает создание хороших критерий в части администрирования, более грамотную состыковку разных строй процессов , усиление контроля над сроками реализации вкладывательных проектов (что принципиально в контексте государственных проектов).

Огромное внимание в собственном выступлении Игорь Манылов уделил теме сотворения единой цифровой среды для всех участников строительного процесса. Напомним, что в проекте Стратегии говорится о разработке цифровой среды института строительной экспертизы. Но совсем разумеется, что задачка ставится несколько обширнее. И муниципальная экспертиза вправду берет на себя функции фаворита цифровизации в строительной отрасли.

Игорь Манылов произнес, что снутри таковой среды должна быть обеспечена работа с информационными моделями, также с библиотеками, базами данных, классификаторами, реестрами с внедрением искусственного ума, цифровых ассистентов профессионала и другими цифровыми инструментами. Планируется, что участниками единой цифровой платформы могут стать такие информационные системы, как ЕГРЗ, ФГИС ЦС, подсистема управления нацпроектами, ИСОГД, ФГИС ЕГРН (Росреестр), ГИСП (Минпромторг), ГИС ТЭК (Минэнерго), ФГИС ТП (Минэкономразвития), КИПС ГБЦГИ (Росгеолфонд), информационные системы Ростехнадзора, Росавтодора, РЖД.

Президент НОПРИЗ Миша Посохин в своём коротком выступлении отметил расширение технологического арсенала и рост проф квалификации профессионалов, также необходимость активизации совместной работы над вопросами ценообразования и совершенствования документации, которая служит обоснованием инвестиций. В текущее время рассматриваются способности оперативного обмена информацией меж реестром заключений экспертизы ЕГРЗ и реестрами членов СРО и профессионалов по организации работ, которые ведут Национальные объединения, также с организациями негосударственной экспертизы. Включение этих структур в систему саморегулирования должно этому содействовать, произнес президент НОПРИЗ.

БИЗНЕС И НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ - ЗА СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ

Большой энтузиазм к способности сотворения общей информационной среды, оптимизации процедур и сокращению сроков совсем естественно проявляет бизнес. Не против и партнёрские организации Главгосэкспертизы – Росприроднадзор и Ростехнадзор.

Управляющий Росприроднадзора Светлана Радионова отметила, что контролирующие мероприятия в рамках экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, также гос экологической экспертизы пересекаются вместе, что создаёт дополнительные трудности для заказчиков строительства. На данном шаге Росприроднадзор действует в направлении сотворения прозрачного механизма, который обеспечит подходящие условия для участников рынка. Также рассматривается возможность объединения информационных систем Главгосэкспертизы и Росприроднадзора. Работа 2-ух органов в одной плоскости на одном информационном продукте в системе фактически «1-го окна» будет ориентирована на то, чтоб высочайшие требования и эталоны экологической безопасности отыскали свои отражения в строй проектах, произнесла управляющий ведомства.

Замглавы Ростехнадзора Александр Трембицкий также высказался в пользу развития сотрудничества с Главгосэкспертизой, в том числе и в части развития экспертного сопровождения. Он выделил, что сейчас Главгосэкспертиза Рф идет впереди большинства других федеральных органов исполнительной власти в части электрического документооборота, также рассмотрения проектных решений. Вобщем, никаких тезисов о разработке общих информационных систем в его выступлении не было.

Управляющий Мосгосэкспертизы Анна Яковлева поведала о используемой в столице практике проведения подготовительной экспертизы в формате оказания консультационных услуг, что дает возможность избежать повторных экспертиз и сокращать сроки реализации проектов. Она объяснила, что в рамках подготовительной оценки проекта заказчикам предлагаются вероятные решения, не только лишь правомерные исходя из убеждений технических регламентов и норм, да и взвешенные исходя из убеждений экономики строительства. Возможность проведения подготовительной экспертизы была введена ведомством в 2013 году по просьбам заказчиков и с учетом поручений Правительства Москвы и оказалась на практике одним из самых действенных и фаворитных способов коммуникаций заказчика и Мосгосэкспертизы.

Начальник департамента серьезного строительства дирекции по закупкам и серьезному строительству ПАО «Газпром нефть» Сергей Гуреев выступил с предложением организовать взаимодействие вертикально-интегрированных нефтяных компаний и госорганов в формате «одного окна».

Похожая позиция содержалась в докладе начальника управления объектов энергетического комплекса и производственного предназначения Главгосэкспертизы Рф Алексея Серебрякова. По его словам, анализ результатов проведенных экспертиз свидетельствует о сохранении тенденции безосновательного разукрупнения огромных строек, что приводит к повышению объемов проектной документации и согласований. В процессе повторных рассмотрений в экспертизе нарастает количество конфигураций, которые вносятся без учета преемственности принимаемых решений. Что по сути оказывает негативное воздействие на итог.

Он также отметил масштабы и вырастающую сложность инфраструктурных проектов на местности Рф, что по сути увеличивает роль технологичного управления потоками инфы. Естественно, было бы лучше, чтоб такое управление производилось на российском ПО. «Имеющийся в русских компаниях нефтегазовой отрасли опыт внедрения систем автоматического проектирования, геоинформационных систем, также систем управления техническим состоянием и целостностью позволяет создать кооперативный информационный продукт либо платформу, стопроцентно учитывающий актуальный цикл объектов серьезного строительства, значимый шаг которого - муниципальная экспертиза», – произнес Алексей Серебряков.

РЕФОРМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В проекте Стратегии развития отрасли обозначено, что к 2030 году будет обеспечена возможность оперативного прогнозирования потребности и цены строй ресурсов, сделаны инструменты для принятия действенных проектных решений с учетом актуального цикла объекта, внедрена система непрерывного увеличения точности определения цены строительства на основании массива данных о фактических издержек на всех шагах актуального цикла объекта серьезного строительства. При всем этом в наиблежайшей перспективе – к 2022 году – планируется обеспечить возможность определения цен ресурсов с применением ресурсной модели в текущем уровне цен, к 2025 году – заавтоматизировать сбор инфы от производителей и торговых домов для определения цен строй ресурсов, а расчет сметной цены делать с применением BIM-технологий. Об этом гласил в своём выступлении заместитель начальника Главгосэкспертизы Рф по ценообразованию Сергей Лахаев.

В 2019 году Главгосэкспертизой Рф сформированы четыре центра компетенции для верификации данных о фактической цены строй ресурсов, представляемых субъектам РФ для перерасчета индексов конфигурации сметной цены строительства. Еще два центра компетенции по мониторингу – в процессе сотворения. Индексы конфигурации сметной цены, по словам спикера, в текущее время пересчитаны в 18 субъектах РФ, еще в 14 регионах эта работа будет завершена до конца года.

В качестве первоочередных задач Сергей Лахаев именовал пуск федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ-2020). Освеженная база будет включать более 80% актуализированных норм. Не считая того, будут разработаны и актуализированы 13 методических документов в сфере ценообразования, также расширена номенклатура индексов конфигурации сметной цены для объектов дорожного строительства, энергетики и нефтяной индустрии.

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И СТАДИЙНОСТЬ

Достойные внимания тенденции в развитии процессов проектирования и экспертной оценки в итоге внедрения технологии информационного моделирования (ТИМ) представили директор Санкт-Петербургского Центра гос экспертизы Ира Косова и начальник управления информационного обеспечения Санкт-Петербургского Центра гос экспертизы Алексей Сенин.

По их расчётам, при традиционном проектировании стадия разработки проектной документации (стадия «П») занимала 40% времени, стадия рабочей документации («РД») - 60%. Если проектная организация разрабатывает информационную модель строения либо сооружения, на проектную стадию следует закладывать около 70% времени. При всем этом есть возможность прирастить степень проработки модели. Таким макаром, по наблюдениям докладчиков, стадия «П» фактически становится стадией «РД».

В процессе практики использования технологии информационного моделирования для экспертизы проектных решений на соответствие установленным требованиям оценивается около 300 характеристик. При всем этом оказалось, что в случае обнаружения ошибки хотя бы по одному параметру последующие проверки на соответствие требованиям технических регламентов невозможны либо дают неправильные результаты.

Другими словами, цифровизация в строительной отрасли делает только 1-ые шаги. А все рассуждения о том, есть ли пределы у совершенства, можно бросить на будущее. А опыты с модернизацией формата взаимодействия меж проектировщиками и профессионалами в процессе проведения экспертизы, судя по всему, нужны сначала для того, чтоб в исходный период внедрения ТИМ исправлять ошибки поэтапно и на более ранешних шагах.

Штуцер 5-ти выводной 1#34;х1#34;х1#34;х1/4#34;х1/4#34;

Штуцер пятивыводной применяется при монтаже систем водоснабжения. Изделие имеет внутреннюю и внешную резьбу. К штуцеру можно подсоединить манометр, реле давления и датчик сухого хода.

Достоинства:

Штуцер выполнен из латуни — долговременного материала, который устойчив к наружным факторам.