Как молоды мы были, как много позабыли!

Веками уклад жизни обычных людей практически не изменялся. Из поколения в поколение они использовали одни и те же орудия труда и домашнюю утварь. Но с XIX века технический прогресс стал все активнее просачиваться в ежедневную жизнь обывателей. Из Москвы и Санкт-Петербурга расползались по городкам и весям «модные» новинки, которые равномерно становились неподменными в быту. На замену лучине и свечкам пришла керосиновая лампа, которая, в свою очередь, уступила место электронному свету. Позже в каждый дом постучались 1-ое радио, 1-ый холодильник, 1-ый телек...

У прогресса нашлась и черная сторона: многие обычные для наших прадедов предметы домашнего обихода мы сейчас можем повстречать разве что в музеях и антикварных лавках. Вот почему интересно проследить, как изменялись вещи, окружающие человека в ежедневной жизни. Что мы утратили и что заполучили, пустившись по волнам прогресса?

Кухонная революция

Комфортная и комфортная кухня, в какой приятно приготовить чего-нибудть вкусненькое и позастольничать в неплохой компании, заполучила современный вид всего пару десятилетий вспять. Сегодняшним хозяйкам трудно представить, что каких-либо двести годов назад не было обычных газовых и электронных кухонных плит, а стеклянная и железная посуда была уделом разве что королевских и боярских кухонь.

Как же кашеварил обычный люд? В городке ли, в деревне ли, вся ежедневная жизнь крутилась вокруг классической российской печи на дровах. Веками с ее помощью обогревали дом, готовили еду, выпекали хлеб. На ней спали, а при отсутствии бани в ней даже умывались!

«Посуда для изготовления и хранения еды в протяжении веков изготавливалась из самых доступных материалов – древесной породы и глины. Глиняние горшки, в каких в печи топили молоко, варили каши, томили мясо и овощи, в русских деревнях обширно использовались до 1930-х гг.! – ведает Антонина Полулях, главный хранитель Смоленского муниципального музея-заповедника. – Железная посуда заходила в быт длительно и тяжело – сначала из-за ее высочайшей цены. Чугуны (горшки из чугуна) объемом от 1,5 до 15 л начали распространяться на рубеже XIX-XX вв. Равномерно вытесняя глиняные горшки, они сохраняли ту же классическую форму: обширное тулово и узенькое донце. Большая термостойкость чугунков дозволила использовать их для изготовления тушеных и жареных блюд, труднодоступных для глиняной посуды. Приблизительно тогда же в быту фермеров и городского населения появились и чугунные сковородки».

Мерная поступь прогресса привела к возникновению металлических кухонных плит. По сопоставлению с большой российской печью они занимали не много места и пришлись кстати на тесноватых городских кухоньках. Основным их преимуществом была варочная панель в виде столешницы, размещенная над топкой, с гнездами для использования чугунков.

С распространением малогабаритных дровяных плит набор посуды для готовки кардинально поменялся. Ушла в прошедшее глиняная посуда, которая не выдерживает однобокого нагрева, вошли в обиход железные кастрюли, сковородки, ковшики.

На грани XIX и XX веков в быт городских жителей быстро ворвалось изобретение шведской компании Primus – портативная керосиновая горелка. На первых порах примусы были дорогой ввезенной новинкой. Но уже к 1920-м гг. они стали обязательным атрибутом русской коммунальной кухни, знакомой нам по произведениям М. Зощенко. И только к 1960-м гг. они были вытеснены газовыми и электроплитами, которые достаточно стремительно перевоплотился из атрибута состоявшихся людей в стандартное кухонное оборудование.

Путь от дровяной печи до индукционной плиты, включаемой одним пальцем, воистину громаден. Но человеку характерно всегда вожделеть большего. Мы не желаем растрачивать много времени и сил на каждодневную готовку – и прогресс разлюбезно предлагает нам все новые устройства для облегчения участи домохозяйки.

Ножики, мясорубки, терку, венчик и многие другие ручные приспособления поменяли блендеры и кухонные комбайны. Эти функциональные аппараты за считанные секунды делают фарш, соусы, тесто, кремы, коктейли и смузи, размельчают сырые овощи, зелень, орешки.

А для тех, у кого нет времени и желания колдовать у плиты, но охото здоровой и различной еды, прогресс начал бережно предлагать одну новинку за другой. В 1956 году изобретательные жители страны восходящего солнца выпустили на рынок первую автоматическую электрорисоварку, в какой рис всегда выходил рассыпчатым. Позже выяснилось, что в таких аппаратах также можно варить, тушить, поджарить самые различные продукты. Оставалось только добавить электрическое управление и возможность выбирать программки для изготовления разных блюд, чтоб на свет появилась мультиварка. К концу XX века этот функциональный устройство захватил популярность не только лишь в Стране восходящего солнца, но по всему миру.

«Универсальность и экономия времени – вот главные достоинства мультиварок. С ними вы сможете поджарить, варить, тушить, выпекать, готовить джем, при этом без мучительного стояния за плитой, – гласит Лена Крылова, эксперт компании POLARIS, 1-го из огромнейших в Рф поставщиков малой домашней техники. – Следуя избранной программке, умный устройство автоматом выдерживает очередность и продолжительность температурных режимов. Это как современное воплощение печки из российских сказок, готовящей хоть какое блюдо по вашему желанию».

Разработчики не оставляют надежды привлечь покупателя новыми полезными функциями. Например, мультиварка-хлебопечка Polaris PBMM 1601D может сама заместить тесто и выпечь благоуханный хлеб весом 700 и 900 г, готовит супы, каши, жаркое либо запеканки, но также делает функции пароварки и фритюрницы! А уникальная модель Polaris EVO EPMC 0125 со интегрированным Wi-Fi-модулем управляется при помощи телефона. Даже самый отдаленный от кулинарного искусства человек может просто избрать подходящий рецепт в мобильном приложении, выслать его по Wi-Fi в мультиварку, загрузить нужные продукты в чашу – и аппарат сам приготовит блюдо. Более того, эти приборы даже могут обмениваться вместе возлюбленными рецептами собственных владельцев!

Герой позапрошлого века

«Пошла муха на рынок и купила самовар» – когда К.И. Чуковский в 1923 году писал эти строчки, ни одному небольшому читателю не пришлось бы разъяснять, что такое «самовар». В наше время этот некогда неподменный предмет быта проще узреть в иллюстрациях к детским книгам, да в музеях, чем на обеденном столе. А ведь не так издавна он числился одним из знаков Рф!

Российский самовар и чай неделимы. На самом деле, они начали триумфальное шествие по Русской империи сразу, в конце XVIII века, и за считанные десятилетия традиции чаепития распространились везде.

«Самовары были самые различные: от маленьких, всего на одну чашечку, до большущих трактирных, на два ведра (24 литра). Их форма и декор изменялись с течением времени под воздействием моды. К примеру, самый старенькый экспонат нашей коллекции, обретенный княгиней М.К. Тенишевой для историко-этнографического музея «Русская старина» в Смоленске, относится к началу XIX в. Он имеет литые ручки и носик, его форма несет признаки стиля барокко, господствующего в XVIII в. А сначала XIX в., в период господства классицизма, появились устройства, по форме напоминающие древние амфоры, – гласит Антонина Полулях (Смоленский муниципальный музей-заповедник). – Будучи достаточно дорогим приобретением, самовары являлись броским показателем уровня благосостояния хозяев и предметом их гордости. Большей популярностью воспользовалась отмеченная бессчетными медалями продукция тульских фабрик: братьев Баташевых, братьев Шимариных, фабрика Зубова».

Закат эры самоваров начался сразу с распространением металлических печек и примусов, на которых железные чайники вскипали всего за пару минут. В городке нужда в таком дедовском методе изготовления кипяточка пропала к концу 1920-х гг., но в деревнях самовары сохранились в обиходе еще подольше, оставаясь обычным предметом утвари до 1960-х гг.

С массовой электрификацией русских городов и деревень все огромную актуальность начали получать электронные чайники. В Европе они появились еще в конце XIX века и представляли собой что-то вроде электроплитки со интегрированной емкостью для воды. Исключительно в 1922 году был придуман трубчатый нагревательный элемент, так отлично узнаваемый нам по русским кипятильникам и электронным самоварам – необычному гибриду традиций и современности. А 1-ые электрочайники современного вида – с контактной подставкой и автоматическим отключением – появились в 1994 году в Израиле, и здесь же захватили сердца всех любителей получить кипяточек за несколько минут.

На данный момент электронные чайники делаются из нержавеющей стали, теплостойких пластиков, стекла и керамики, и потребитель может подобрать модель, подходящую к дизайнерскому стилю его кухни.

Но современным аналогом российского самовара можно именовать термопот, который еще удобнее обыденного электронного чайника. Последние модели дают возможность избрать нужную температуру, а функция автоматического обогрева сохраняет воду жаркой длительное время. Такие приборы неподменны для семей с малеханькими детками либо на офисных кухнях, куда в течение рабочего денька часто наведываются сотрудники за очередной порцией чая, также в почти всех других случаях, когда кипяточек должен быть повсевременно под рукою.

Предметы для нового быта

Практически каждый нюанс домашнего хозяйства преображался до неузнаваемости, стоило его коснуться ладони прогресса. Так, метла и веник посреди XX века перевоплотился в пылесос. А на заре нового тысячелетия это шумное и действенное средство наведения чистоты в доме обрело самоходную платформу, небольшой электрический мозг и перевоплотился в бота, способного без помощи других пропылесосить все жилье.

Древесное корыто и ручная стиральная доска обернулись автоматической стиральной машиной. Из простого бачка с электроприводом за несколько десятилетий она перевоплотился в практически разумный агрегат, который сам определяет тип стираемой ткани, степень загрязнения и зависимо от этого выбирает программку стирки и дозирует моющее вещество.

Такая неподменная вещь в быту, как утюг, также пережил разительные конфигурации. Сызвека в крестьянском хозяйстве в этом качестве использовалась древесная скалка, на которую наматывалась ткань, и прижимный и разглаживающий ее рубель («катальная палка»). 1-ые истинные утюги появились в XVII в., но они были быстрее предметом роскоши, потому что использовались в большей степени для разглаживания дорогих узоров.

«Наиболее популярны были две разновидности утюгов: цельнолитые, разогреваемые на печи, и углевые, с откидной верхней частью, куда засыпался раскаленный уголь, – ведает Антонина Полулях (Смоленский муниципальный музей-заповедник). – В коллекции нашего музея есть достойные внимания экспонаты – цельнолитой утюг, имеющий рельефный декор, и углевой утюг с фигурными прорезями для поступления воздуха к углям. Кстати, цельнолитые утюги выпускались в СССР до 1960-х гг., и до настоящего времени их можно повстречать в деревенском хозяйстве».

Чуть ли хоть одна хозяйка вправду испытывает ностальгию по тем томным и опасным утюгам позапрошлого века. Современные электронные утюги несравненно легче и удобнее.

«Моделям с глиняной подошвой, несколькими уровнями нагрева и огромным количеством паровых микроотверстий для наилучшего отпаривания можно без опасения доверить самые деликатные ткани, – ведает Лена Крылова (POLARIS). – Большой шаг вперед изготовлен и в смысле безопасности. В современных моделях есть такая нужная функция, как автоотключение. Если рассеянная хозяйка оставила утюг в вертикальном положении, то он отключится сам через 8 мин., а в горизонтальном положении – уже через 30 сек. Так что прожженные дыры в рубахах, штанах и простынях сейчас просто невозможны».

Развлечения через века

Пожалуй, ни одна сфера домашнего уклада не перетерпела настолько существенных конфигураций, как домашний досуг. Исходя из убеждений современного мещанина, наши праотцы жили достаточно скучновато. Высшие сословия коротали вечера за чтением вслух и музицированием, обеспеченные горожане посещали театр и оперу, а обычным крестьянам оставались умеренные застолья-чаепития да бабушкины сказки.

Первым знаковым событием в этой области можно именовать возникновение граммофона и его портативного варианта – патефона. Случилось это в самом начале XX века – и в корне изменило представления о семейном досуге. Сейчас слушать возлюбленные оперные арии и музыкальные произведения можно было прямо у себя дома, сидя в возлюбленном кресле, естественно, если у вас хватало средств на дорогой аппарат и недешевые пластинки к нему. А патефон, выставленный на окно, немедля превращал двор в танцплощадку. Так забавлялись в русских городках и селах в 1930-1950-х гг.

С середины 1950-х годов механические патефоны начали вытесняться электрофонами, которые становились всё компактнее, легче и дешевле. Здесь стоит упомянуть один из знаков благосостояния русских людей – радиолу, гибрид радиоприемника и электрофона. К примеру, радиола «Ригонда», выпускаемая радиозаводом им. А. С. Попова в Риге, стоила 141 рубль – только немногим больше средней русской заработной платы.

Далее действия развивались все стремительнее. На замену мощным ламповым устройствам пришли малогабаритные транзисторные аппараты. Проигрыватели виниловых пластинок больше теснились бобинными и кассетными магнитофонами, проигрывателями CD-дисков. А с 1990-х гг. помчалась галопом цифровая эпоха, и всё обилие аудиотехники было враз перечеркнуто маленькими mp3-плеерами, которые просто упрятать в кулаке вкупе с тыщами часов аудиозаписей, вмещающихся в его флеш-памяти.

Казалось бы, на данный момент, когда на телефоне и иных мобильных устройствах можно хранить и прослушивать столько аудиозаписей, сколько и не снилось ни одному меломану всего пару десятилетий вспять, в столетний истории виниловой пластинки и стационарного аудиооборудования можно поставить жирную точку. Но, как поется в одной неплохой песне, «не торопитесь нас хоронить»…

«Еще не так давно мы жили в мире, где все стремились к «цифре», а «винилу» оставались верны только редчайшие собиратели, да диджеи-энтузиасты, – отмечает Миша Новиков, директор по маркетингу компании Overton Distribution, поставляющей на русский рынок звуковое оборудование ведущих забугорных производителей. – Но сейчас мода на «винил» ворачивается. В Media Markt либо «М.Видео» можно приобрести простой проигрыватель пластинок за несколько тыщ рублей. А реальным ценителям высококачественного звука, которых не стращает высочайшая стоимость, стоит приглядеться к Hi-Fi-системам с виниловым проигрывателем».

Не считая того, звучание наушников и интегрированных динамиков телефонов, планшетов, ноутбуков может устроить только самых беспритязательных любителей музыки. А означает, как и раньше велика потребность в высококачественной акустике.

«Очень популярны на данный момент беспроводные док-станции для мобильных устройств (iPhone и iPod). Их предлагают как новые бренды, например, швейцарская компания GENEVA LAB, так и отлично известные – такие как южноамериканская компания KLIPSC, – гласит Миша Новиков (Overton Distribution). – У знаменитых производителей акустики высочайшего класса возникает больше относительно доступных по стоимости акустических систем, соответственных последнему слову техники, – то, что можно именовать «портативный Hi-Fi».

Очевидно, наше повествование было бы неполным без упоминания превосходной истории фуррора телека. Передвигающиеся черно-белые рисунки на крохотном экранчике практически приковали внимание миллионов русских людей, а все остальные формы проведения досуга блекли перед просмотром телепередач. С 1949 года начались реализации первого массового русского телека КВН-49. Его экран был таковой небольшой, что к нему в комплекте полагалась увеличительная линза, наполняемая дистиллированной водой либо глицерином! Но с каждой новейшей моделью экраны росли, а в 1967 году начались реализации первого в СССР серийного цветного телека «Рубин-401».

Далее следовал один технологический прорыв за другим – появились и быстро дешевели плазменные и ЖК-панели, проекторы и видеостены. Развивались системы хранения и проигрывания видеоизображений – от самых первых кассетных видеомагнитофонов до современных Blu-ray-проигрывателей и цифровых веселительных центров.

«Важнейшая тенденция нашего времени на рынке ТВ-техники для дома – это компиляция всех типов источников изображения. На одном экране сейчас отображается видео, телетрансляции, компьютерные приложения, игры и видеоконференции, – отмечает Дениса Коренев, эксперт компании 3D-Tek, специализирующейся на разработке, производстве, установки и эксплуатации видео- и аудиооборудования. – Вырастает потребность в высочайшем качестве изображения (Ultra HD, 4K), часть прогрессивных потребителей приобретает проекторы».

Вещи быстро врываются в наш быт и настолько же стремительно устаревают. Не так издавна мы с удивлением рассматривали старенькый патефон, обнаруженный на чердаке в бабушкином доме. А на данный момент мелкие малыши с этим же недоумением крутят в руках кассетные плееры, отысканный на антресолях. Оглядитесь вокруг: может быть, самые обыденные предметы, раз в день окружающие вас, когда-то станут экспонатами в историческом музее.

Плитка настенная Osaka Wave 20x50 см 1.3 м² цвет серый

Плитка настенная Osaka Wave с волнообразным рисунком станет украшением вашего интерьера. Подходит для ванной комнаты, кухни.

Материал плитки — белая глина. Цвет — серый, поверхность матовая.

Размер изделия — 50 × 20 см. Толщина 8,5 мм обеспечивает прочность и механическую стойкость покрытия к внешним нагрузкам.

Материал предназначен для использования внутри помещения. Край плитки не ректифицированный.

Страна изготовления — Украина.